Правила соревнований при стрельбе из лука

Участвуя в различных стрелковых турнирах, я столкнулся с тем, что большинство организаторов не представляет всего многообразия всевозможных упражнений при стрельбе из лука. В результате турнир сводится либо к простейшей стрельбе по стационарной мишени с одной фиксированной дистанции, либо к простому копированию правил из других турниров. Все это и подтолкнуло меня к написанию этого маленького исследования, где я постараюсь изложить основные правила соревнований, участником которых я был, а в создании некоторых принимал участие, или о которых я слышал. Не претендуя на полноту в перечислении всех видов состязаний, я все же надеюсь, что моя колекция будет со временем расширяться, а также разбудит фантазию у организаторов стрелковых турниров.

Содержание:

Стрельба на скорость

Стрельба по движущейся мишени

Экзотика

Схемы турниров


Приложение 1 (Отборочные туры)


Стрельба на меткость

Первую группу правил я озаглавил "Стрельба на меткость" не потому, что в остальных группах стрелку эта меткость не требуется, а потому, что такое название сложилась в правилах турниров, которые сейчас проходят. Кроме того, в таких турнирах действие других факторов на стрелка сведено к минимуму. Время, отведенное стрелку, позволяет спокойно подготовится и произвести выстрел.

Стрельба с дистанции по вертикально расположенной мишени

Первое и самое простое из состязаний - это стрельба по вертикально расположенной неподвижной мишени. Самый распространенный вид таких соревнований - стрельба по круглой мишени, разбитой на зоны от центра к краю. Соответственно, за попадание в зону, расположенную ближе к центру, очков дают больше, чем за попадание в более удаленную от центра зону. Максимальное количество очков начисляется за попадание в центральную зону - "яблочко".

Как правило, стрельба ведется с нескольких дистанций все более удаленных от мишени. При этом очки могут начисляться как независимо от дальности стрельбы, так и с учетом дистанции. Например, при стрельбе с трех дистанций со второй дистанции очки могут удваиваться, а с третьей - утраиваться.

При стрельбе из луков, которые используются в ролевом движении (натяжением не более 20 кг), на турнирах используются дистанции 15, 20 и 25 м. Реже 10, 15 и 20 м. или 20, 25 и 30 м. Диаметр мишени обычно колеблется в пределах 40-60 см.

Кроме стрельбы по круглой мишени проходят состязания по попаданию в мишень в виде силуэта человека или животного (в некоторых случаях достаточно просто попасть в силуэт, а в некоторых - выделяются зоны поражения).

Победитель объявляется тот стрелок, который наберет больше очков (попаданий).

Более развлекательным вариантом таких турниров можно считать стрельбу по всевозможным необычным мишеням, которые могут выдвигаться, падать, стрельбу по надутым воздушным шарикам и так далее.

Стрельба на выбывание

Стрельба на выбывание аналогична стрельбе с дистанции по вертикально расположенной мишени. Отличием служит структура турнира. При стрельбе на выбывание стрелки делятся на пары и в следующий тур проходит тот из участников, который наберет больше очков (попаданий) в паре. Проигравший в своей паре выбывает, даже если в любой другой из пар победитель набрал меньше очков (попаданий), чем он.

Если на турнире присутствуют слабые стрелки, то в случае, если ни один из пары не попадает в мишень, назначается "перестрелка" ограниченным количеством стрел. Если никто из участников снова ни разу не попадает, то дисквалифицируются оба.

Турнир проходит до того момента, когда определится единственный победитель.

В таком турнире имеет важное значение жеребьевка. Для того, чтобы интрига сохранялась до конца соревнования и сильные стрелки не выбивали друг друга в первых этапах, существует система, по которой ведется учет очков, выбитых стрелками. В каждом следующем туре стрелок, набравший большое количество очков становится в пару со стрелком, набравшим меньшее количество очков, стрелок, выбивший второй результат - со стрелком, выбившим предпоследний и так далее. Также, если после тура получается нечетное количество стрелков, то стрелок, набравший лучший результат, сразу проходит в следующий тур.

Стрельба на "кучность"

Еще одной модификацией стрельбы на меткость, является стрельба на кучность, когда каждый стрелок выпускает по очереди несколько стрел, стремясь попасть ими в мишень как можно ближе друг другу. В дальнейшем высчитывается площадь многоугольника, образованного попаданиями одного стрелка. Тот стрелок, который теснее всех всадил в ишень свои стрелы объявляется победителем. Если соревнование является составной частью большого турнира, то стрелок может получать очки либо за место, которое он занял в этом турнире, либо за количество очков, набранных стрелком, вычисленное обратно пропорционально площади многоугольника (или его периметру).

На турнире "Генуєзский шлем - 2005" мы опробовали эту систему и сразу выявили ряд моментов: во первых спорным является момент, что делать с участниками, у которых одна из стрел вообще прошла мимо щита, а, во-вторых, результаты получились очень зависимы от случайности: очень слабый стрелок умудрился положить стрелы ближе всех (это было его единственное достижение) и наоборот. Поэтому, с нашей точки зрения, каждый участник такого турнира должен стрелять минимум 3 раза и в его зачет должен идти лучший или средний результат.

Стрельба "на зачет"

Основной принцип такой стрельбы: стрелок должен поразить несколько мишеней разного размера или с разной дальности как можно меньшим количеством стрел. При такой стрельбе устанавливается лимит максимального использования стрел. Например, на турнире Меджибож - 2005 стрелку предлагается поразить по три раза мишени удаленные на 18, 24 и 30 шагов 15 стрелами.

Стрельба навесом

Этот вид соревнований один из самых древних и уходит корнями в то время, когда стрелкам надо было накрыть строй вражеской пехоты, закртытый снаружи щитами. Тогда стрельба шла навесом. Соревнование заключается в попадании стрелков в большую квадратную мишень, расположенную на земле (края квадрата выделяются флагами) со значительного растояния.

Расстояние при таком соревновании берется значительно больше, чем при стрельбе по вертикально стоящей мишени. Экзотической разновидностью такого соревнования можно считать состязание, когда между стрелком и мишенью находится препятствие (ряд щитов или крепостная стена).


Стрельба на скорость

При стрельбе на скорость помимо меткости от стрелка требуется скорость накладывания стрелы, прицеливания и выстрела, как один из обязательных элементов победы.

Соревнование на скорострельность (без мишени)

Первый вид соревнований, это собственно, турнир на максимальную скорость, с которой лучник может выпустить свои стрелы. При таком соревновании в зачет идет только время, затраченное на выпускание некоторого количества стрел без учета попаданий, хотя от стрелка и должно требоваться, чтобы стрелы уходили в определенную зачетную зону.

Скорострельность с учетом попаданий

Этот вид соревнований, требует от лучника не только скорости, но и меткости. За определенное правилами время лучник должен попасть максимальное количество раз в мишень-силуэт (круглую или прямоугольную мишень). В зачет идет количество попаданий лучником в мишень. При этом лучник не ограничивается количеством стрел, которые он может выпустить за предоставленное ему время, то есть лучники могут выпустить за турнир разное количество стрел. В то же время быстрая скорость, не привязанная к меткости не позволяет стрелку набирать очки.

Скорострельность с дифференциированным учетом точности

Этот вид соревнований позволяет сбалансировать значение меткости и скорости в одном состязании. Стрелок стреляет по круглой, разбитой на зоны мишени, заданным количеством стрел. Время, затраченное на стрельбу, отмечается судьями. На каждый выстрел стрелку отводится определенное количество секунд. После стрельбы подсчитывается количество очков, набранных стрелком, а потом к этому результу прибавляется (вычитается) затраты по времени на стрельбу. За каждую сэкономленную секунду лимита лучнику начисляется 1 очко, а за каждую секунду, превышающую лимит - вычитается. Но общий результат не может быть меньше 0.

Пример: стрелку дается 5 стрел и 6 секунд на выпуск каждой стрелы (итого 30 сек). Мишень разбита на 5 зон от 1 до 5.

Например, стрелок выбил на мишени 11 очков и затратил 21 сек. Таким образом он сэкономил 9 сек. лимита и общий результат его будет: 11+9=20 оков.

Например, стрелок выбил на мишени 14 очков и затратил 32 сек. Таким образом он превысил лимит на 2сек. и общий результат его будет: 14-2=12 оков.

Дуэль

Это соревнование требует от стрелка меткости, скорости, а также самообладания и умения чувствовать противника. Лучники разбиваются на пары и по команде судьи начинают стрелять в неподвижную мишень. Тот, кто попадает первым - выигрывает. Дуэль идет в несколько раундов до определенного количества побед.

"Боевой вариант"

Этот вариант стрельбы отрабатывает умение стрелка стрелять с различных дистанций по приближающемуся противнику с учетом скорости и меткости.

Стрелку выделяется определенное время. Мишень круглая (прямоугольная) без разбития на зоны или силуэт. По команде лучникначинает стрелять в мишень с дальней дистанции, при попадании он перебегает на среднюю. Попав два раза со средней дистанции лучник перебегает на ближнюю дистанцию, с которой уже стреляет до исчерпания лимита времени. В ачет идет общее количество попаданий.


Стрельба по движущейся мишени

Что тут скажешь? Не всегда в жизни мишень стоит и ждет стрелка, надо учиться попадать и в движущуюся мишень.

Качающаяся мишень

Стрельба по качающейся мишени один из древних видов состязаний. Возможно он был распространен потому, что качающаяся мишень, напоминает движния бегущего и уворачивающегося человека.

Стрельба происходит по подвешенной мишени. Перед каждым выстрелом (так как после попадания мишень может остановиться, закрутиться на месте и так далее) ее начинают раскачивать и дают команду стрелять лучнику. В зачет идет количество попаданий. В качестве мишени хорошо подходит мешок, набитый сеном или опилками, подвешенный на веревке, например, за сук дерева.

Движущаяся мишень

При стрельбе по движущейся мишени перед стрелком "протягивают" мишень. Как правило это силуэтная мишень (возможно с разделением на зоны поражения). Мишень можно укрепить на тележке с колесиками и тянуть ее с безопасного расстояния. Для такого соревнования нужно разметить зону поражения - точки начала и завершения стрельбы. Стрелок может выпускать стрелы только в то время, когда мишень находится между этими двумя точками.

Можно дать стрелку фиксированное количество выстрелов (при этом рассчитать скорость мишени так, чтобы стрелок успел произвести все выстрелы в среднем темпе, прежде чем мишень уйдет из зоны поражения) или не ограничивать количество выстрелов, чтобы стрелок мог стрелять столько раз, сколько успеет, пока мишень будет находится в зоне поражения.


Экзотика

Эти соревнования требуют специальных тренировок и служат скорее для развлечения, чем для определения мастерства лучников. Тем не менее зачастую участие в них доставляет удовольствие стрелкам и веселье зрителям.

Стрельба с качающейся доски

Первый, наиболее распространенный у нас вид экзотических состязаний - стрельба с неустойчивой поверхности, а именно стрельба с качающейся доски.

Для этого соревнования на землю кладут круглое или полукруглое основание, на которое кладется доска (обычно доска кладется по линии выстрела (стрелок расскачивается вперед-назад), но бывает, что и перпиндикулярно линии выстрела (стрелок раскачивается вправо-влево). Стрелку запрещается становится бизко к центру доски. По команде стрелок накладывает стрелу, а потом стремится поддерживать равновесие на доске так, чтобы ее концы не касались земли, из этого положения он делает выстрел. Если конец доски касается земли, то выстрел не засчитывается. При не засчитывании трех стрел стрелок заканчивает стрельбу. Стрельба ведется по обычной круглой разбитой на зоны мишени.

Стрельба на слух

При стрельбе на слух в центре мишени крепится колокольчик, привязанный за длинную нитку. Стрелок стреляет с завязанными глазами. Во время прицеливания колокольчик звенит непрерывно.

Возможны два варианта: без коректировки, когда лучник на звук выпускает все свои стрелы не ориентируясь насколько точны его выстрелы, и с коректировкой, когда после каждого выстрела лучнику говорят в какую сторону относительно мишени ушла его стрела и насколько далеко.

Стрельба несколькими стрелами

Лучник стреляет несколькими стрелами одновременно. Засчитывается количество попаданий в мишень. За то, что стрелок накладывает больше двух стрел, за каждое попадание ему начисляются дополнительные очки.

***

К сожелению, по причине отсутствия необходимой материальной базы у нас не проходят турниры конных лучников со стрельбой как по неподвижной мишени, так и по движущейся (как тут не вспомнить японцев, с их национальным состязанием по стрельбе по собакам с лошадей?).


Схемы турниров

При подборе схемы турнира организатор должен учитывать ряд факторов таких как:

И еще несколько моментов по структуре турнира.

С уменьшением участников или без?

Организаторы турнира могут заложить в правила условие, при котором все лучники участвуют во всех этапах турнира в независимости от результатов их стрельбы. Такая форма турнира приветствуется, так как дает возможность начинающим стрелкам попробовать себя во всех состязаниях до конца. В то же время, если стрелков очень много, то турнир может занять слишком много времени, поэтому организаторы турниров часто накладывают условия, по которым стрелки, не набравшие минимум очков, выбывают из дальнейшей борьбы. Также возможна схема, где в каждом следующем этапе участвует только часть стрелков, занимающих верхние места в турнирной таблице.

Споры и вызовы

Вариант турнира со спорами и вызовами всегда присутствует в турнирах, которые организовывает команда "Вольные стрелки". Суть этого состязания заключается в том, что учасник не прошедший в следующий этап (или не выигравший в финале) может бросить вызов более удачливым стрелкам; при этом он предлагает какой-нибудь залог, если на его вызов кто-то отозвался, то происходит состязание в стрельбе этих двоих учасников по оговоренным ими самими правилам, при этом первый рискует своим залогом в надежде выйти в финал, а второй рискует выбыть из соревнования (в случае проигрыша), в надежде выиграть залог. Победитель этого состязания продолжает участие в турнире и получает залог, проигравший остается ни с чем. Такое действие на каждом этапе каждый учасник может совершить только один раз. Окончательное решение по поводу права на вызов принимают судьи.

Турниры из нескольких дисциплин

В последнее время, с увеличением количества стрелков, которые принимают участие в состязаниях, турниры стали проходить по нескольким номинациям. Структура турниров позволяет как определять победителя в каждой отдельной номинации, так и вести суммарное количество очков, набранных стрелком во всех номинациях для окончательного определения победителя. Такая схема позволяет выявить действительно сильнейшего стрелка.

Подбор номинаций для своего турнира - это право организаторов. Хотя при подборе номинаций, которые окончательно войдут в турнир, организаторам желательно отделить номинации на меткость и на скорость от номинаций экзотических.

Так, в Темном турнире, организованном королевством Вэльдрин было целых три турнира: На выбывание, Экзотический и Главный, причем последние два включали в себя по несколько номинаций.

Хотя, например, на стрелковом турнире "Рыцарский замок" по результату набранных очков во всех номинациях будут определены трое участников, а победитель между ними будет опреден по результату личной дуэли.

сэр Ральф Уокер

24.07.2005 г.


Отзывы, замечания и предложения по сайту, материалы по стрельбе из лука или историческому фехтованию, присылайте на мой почтовый ящик.Также интересующие вас темы можно обсудить на форуме.


Hosted by uCoz